Фильм сохранился в архиве Исторического общества Штата Висконсин; других копий пока не обнаружено; всю доступную информацию см. здесь.
Фильм сохранился в архиве Пэйли (Нью-Йорк, США); копий вне этого архива не обнаружено; всю доступную информацию см. здесь.
Телевизионный фильм; у актера Пэлэнса очень своеобразная внешность, из-за этого экранизация выглядит, как минимум, очень странно.
Студия: Си-Би-Эс (трансляция 14 марта 1957, сезон 1, эпизод 24 телешоу "90 минут в театре").
Режиссер: Джон Франкенгеймер.
Автор сценария: Дон Манкевич.
В ролях: Джек Пэлэнс (в роли Монро Стара).
Хронометраж: 75 минут (без рекламы).
Эта британская телепостановка утрачена; всю доступную информацию см. здесь.
Кинофильм; несмотря на внимание советской прессы, в советском кинопрокате не выходил. Также не выходил в России на видео (но показывался по телевидению).
Студия: Экадеми Пикчерс Корпорейшн.
Режиссер: Элиа Казан.
Автор сценария: Гарольд Пинтер; сценарий неоднократно публиковался, например: Collected Screenplays 1 by Harold Pinter (Faber&Faber, 2000, 672 p., paperback).
В ролях: Роберт Де Ниро.
Хронометраж: 123 минуты.
Три года посвятил 72 летний американский продюсер Сэм Спигел экранизации романа Ф. Скотта Фицджеральда «Последний магнат». Он долго выбирал режиссера, решив наконец, что наиболее подходящим будет Элия Казан («Трамвай Желание», «К востоку от рая» и др. фильмы), известный своим умением «выжать» из актеров все, на что они способны. Интересен список исполнителей главных ролей: Роберт де Ниро (Монро Стар), Жанна Моро, Роберт Митчем, Джон Каррадин, Тони Кертис, Джен Николсон (он играет коммуниста Бриммера, профсоюзного организатора «Гильдии Сценаристов»). В роли возлюбленной Стара — Кэтлин Мур — снялась молодая актриса Ингрид Боултинг.
Мнения кинокритиков о фильме разделились. Одни считают его удачным, особенно хвалят режиссерскую работу и блестящую игру Р. де Ниро; сценаристу ставят в заслугу то, что он сумел скрупулезно перенести на экран трагедию, созданную Фицджеральдом. Другие, напротив, склонны считать, что именно эта точность убила фильм, сделав его скучным.
Английская газета «Обсервер» высказывает предположение: отрицательная реакция в Голливуде могла быть вызвана тем, что в картине говорится много нелестного об этой киноимперии. Впрочем, «Обсервер» допускает и то, что дело вовсе не в создателях фильма, а в самом Фицджеральде, главные герои которого — всегда неудачники (а в Голливуде это непростительный грех…).
В заключительной сцене фильма Монро Стар исчезает в черной глубине огромной похожей на ангар, съёмочной киноплощадки: создатели картины как бы хотят этим сказать, что талант в Голливуде всегда поглощается алчностью, бизнесом. Лента заставляет вспомнить и судьбу самого Фицджеральда, талант которого безжалостно эксплуатировался кинодельцами.
На снимке кадр из фильма. Монро Стар (Р. де Ниро) показывает Кэтлин Мур (И. Боултинг) свой новый дом.
«Литературная газета» (6 апреля 1977, «Что, где, когда»).
Похоже на то, что Фрэнсис Скотт Фицджеральд, писатель, не снискавший успеха и славы в Голливуде 30-х годов, где он работал в последние годы жизни, становится сейчас, почти сорок лет спустя после своей кончины, одним из наиболее притягательных авторов в сегодняшней «фабрике киногрез». Пару лет назад фильмом «Великий Гэтсби», снятым по лучшему роману Ф. С. Фицджеральда, Голливуд 70-х годов вновь обратился к творчеству знаменитого американского писателя, попутно вызвав целое направление в сегодняшнем киноискусстве, получившее название «ретро» или «ревайвл». Сегодня получил кинематографическое воплощение незавершенный роман Фицджеральда «Последний магнат», фильм по которому снят американским режиссером Элиа Казаном (советские читатели могли познакомиться с романом «Последний магнат» в журнале «Иностранная литература», №№ 1 и 2 за 1977 г.). «Последний магнат» — история продюсера Монро Стара (в котором многие узнали Ирвинга Тальберга, подлинного «магната» «Метро-Голдвин-Майер»).
Фильм отмечен уверенной режиссурой, яркой игрой новой звезды итальянского кино Роберта де Ниро (на его счету уже есть такой фильм, как «XX век» Бернардо Бертолуччи), а также исполнением второстепенных ролей французской актрисой Жанной Моро и американским актером Джеком Никольсоном.
Газета «Неделя», 28 февраля 1977 г.
Минисериал.
Студия: Амазон Студиос, Тристар Телевижн, Сити энтертейнмент (телесериал).
Режиссер: Билли Рей.
Автор сценария: Билли Рей.
В ролях: Мэтт Бомер, Келси Грэммер, Лили Коллинс.
Хрономераж: 9 эпизодов, по часу каждый.
Перевод: F. Scott Fitzgerald's The Last Tycoon on the screen (Anton Rudnev).