Антон Руднев
Экраниизации романа Скотта Фицджеральда "Ночь нежна"


не переводился - Центр первого ряда: Ночь нежна (1955)

Первая постановка, для телевидения. Сценарист полностью изменил сам дух произведения, сделав из него банальную часовую зарисовку. Престарелая заслуженная актриса в роли Николь делает вид, что Дик с самого начала просто мебель, а вот когда в дверях возникает Томми Барбан, усатенький дамский угодник, только что со скачек, приходит Человек. Неудачная постановка в целом.

Студия: телешоу "Центр первого ряда" (канал CBS, США).

В эфире: 7 сентября 1955 (сезон 1, эпизод 10).

Автор сценария: Уитфилд Кук.
Режиссер: Флетчер Маркл.
В ролях: Мерседес Маккембридж, Джеймс Дэйли, Джон Эббот, Олайв Старджес, Бадд Кнэпп, Морис Маршак.
Хронометраж: 57 минут.


Ночь (1961)

Итальянская киноклассика, от Фицджеральда здесь - только тема. Фильм входит в авторскую "трилогию отчуждения".

Студия: Непи-фильм, Софитедип, Сильвер-фильм.

Автор сценария: Микеланджело Антониони, Эннио Флайано, Тонино Гуэрра.
Режиссер: Микеланджело Антониони.
Продюссер - постановщик: Эммануэле Кассуто.
В ролях: Марчелло Мастрояни, Жан Моро, Мария Пия Люци, Рози Маццакуратти, Моника Витти, Бернгардт Вики.
Хронометраж: 122 минуты.


Ночь нежна (1962)

Помпезная, пафосная и крайне дорогая американская кинопостановка. Не выходила в советском прокате, не выходила в России на видео, но несколько раз демонстрировалась по российскому телевидению.

Студия: "Двадцатый век - фокс".

Автор сценария: Иван Моффат.
Режиссер: Генри Кинг.
Продюссер - постановщик: Генри Ти Вайнштейн.
В ролях: Дженифер Джонс, Джейсон Робардс, Джоан Фонтейн, Джилл Сен-Джон.
Хронометраж: 146 минут.


Ночь нежна (1985)

Телевизионный мини-сериал; в России демонстрировался по телевидению как минимум дважды: в 1997 году на канале "Культура" и в 2000-х годах по каналу "Рен ТВ". К сожалению, записи этих трансляций (с переводом) не существуют. На DVD сериал был выпущен в Германии под названием "Zartlich ist die Nacht".

Студия: "Двадцатый век - фокс телевижн", Севен нетворк, Би-Би-Си, Шоутайм.

Автор сценария: Деннис Поттер.
Режиссер: Роберт Кнайтс.
Продюссер - постановщик: Беттер Виллингдейл.
В ролях: Питер Стросс, Мэри Стинбарген, Шон Янг, Джон Херд, Джойрис Штюк, Эдвард Эснер.
Хронометраж: 324 минуты (6 эпизодов по часу каждый).

Валентина Иванова
Ястребы не делятся добычей

Ну как сегодня можно смотреть в кино Фицджеральда? ДЛЯ тех, кто его любит (а когда-то я отдала драгоценный каталог галереи Уффици за четырехтомник Фицджеральда), - конечно, с большим предубеждением.

Фицджеральду в кино не больно то везло. А кому везло? Может быть, Хемингуэю? Так нет же! Лет двадцать назад был сделан - с большим постановочным размахом - роскошный американский фильм "Великий Гэтсби". В нем было все - "звезды" на уровне Роберта Редфорда, прекрасная съемка, переливы голубого с розовым, грандиозно снятые празднества Гэтсби, "век джаза", высокопрофессиональная режиссура Джека Клейтона, - одним словом, все. И даже непонятно, почему фильм не получился. В нем не было того, что сделало эту тоненькую книжицу шедевром XX века - трагической хрупкости мира, о которую начисто разбиваются самые неистовые страсти.

Сама жизнь Фицджеральда - это прекрасная сказка, обернувшаяся сумасшедшим домом (для его жены) и жалкими, отчаянными поисками денег, разрывающими душу письмами к дочке Скотти. И вот - "Ночь нежна". К тому же сериал. Телевизионный.

Ну что можно от этого ожидать? Все того же блеска и нищеты куртизанок? Регтаймов? Лазурный берег и забавы богатых людей?

Поначалу ну никак не принимаешь этот фильм. Он точно следует за оригиналом. Правда, некоторые любопытные рассуждения автора вложены здесь в уста героев - это коробит. Коробит какая-то поначалу скованность, бескрылость - вроде бы все то же, да не то. И Николь, которая в романе ослепительно красива, здесь какая-то скучная, вялая, почти не молодая.

Может быть, и выключила бы на второй-третьей серии - да вот незадача, все-таки Фицджеральд! И вдруг что-то неуловимо стало меняться - в самом воздухе фильма. Чувствуется, что авторов (режиссер Роберт Найтc) совершенно не занимает выигрышная пальмово-джазовая фактура романа: все достаточно скромно, сдержанно, как бы самоуглубленно. И на этом фоне четко прорисовываются две фигуры (ну не Розмари Хойт, конечно!) - это сам доктор Дайвер, которого купили для его богатой и безнадежно больной жены, и Эйб Норт, типичный фицджеральдовский герой, талантливый отпетый неудачник. А кто удачлив в этом мире?

Дуэт этих двоих, отчетливо зазвучавший в фильме, твердо повел его за собой тонкими извивами психологии.

Дайвер богат, но он раб отданных ему денег. Эйб глушит талант в вине, но он свободен. Кто более счастлив, кто несчастен? Впрочем, это все написано у Фицджеральда, а фильм лишь касается его "перстами легкими, как сон". Но уже и это прикосновение обнадеживает.

"Ястребы не делятся добычей", - сказал когда-то Хемингуэй о жене своего трагического друга.

Нам отдали кусочек этой добычи. И мы с удовольствием насладились ею в течение нескольких телевечеров.

"Культура" (9 октября 1997, рубрика "Впечатления")


Ночь нежна (2011)

Учебная работа студента ВГИК (г. Москва), по мотивам романа.

Студия: Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова.

Автор сценария: ?.
Режиссер: Рустам Ильясов.
Продюссер - постановщик: ?.
В ролях: Наталия Гынку (Николь), Олег Блинов (Эйб), Александр Евсюков (Коллин), Семён Шкаликов (Дик), Мила Бурдова (Розмэри).
Хронометраж: 13 минут.


Перевод: Film Adapatations of Scott Fitzgerald's Tender is the Night (Anton Rudnev).


Яндекс.Метрика