Ф. Скотт Фицджеральд
Интервью с Ф. Скоттом Фицджеральдом


Намеренно пытаясь застать мистера Фицджеральда врасплох, я поднялся на двадцать первый этаж отеля «Билтмор» и, как вышколенный официант, предупредил о себе стуком в дверь. Я вошел и мне сразу бросился в глаза беспорядок — что-то вроде беспорядка на благотворительной распродаже. Посередине комнаты стоял молодой человек и рассеяно осматривал комнату.

— Где же эта шляпа? — удивленно произнес он. — Добрый день. Заходите, присаживайтесь на кровать.

Автор «По эту сторону Рая» крепок, широкоплеч и чуть выше среднего роста. У него светлые слегка вьющиеся волосы и внимательные зеленые глаза — «нордическая» смесь, можно сказать. Он еще и красив, что привело меня в замешательство — я ожидал увидеть очки на тонком носу.

Прозвучали предварительные слова — но я опускаю предварительные слова. Они относились к поискам сигарет, синего галстука с белыми точками и пепельницы. И поскольку он был не прочь поговорить и с готовностью отвечал на мои вопросы, мы сразу же перешли к его мыслям о литературе.

— Долго ли вы писали книгу? — начал я.

— Писал три месяца, на замысел ушло три минуты. Собирал для неё материал всю жизнь. Мысль написать её пришла мне в голову первого июля прошлого года. Как замена привычных развлечений.

— Каковы ваши дальнейшие планы? — спросил я.

Он глубоко вздохнул и пожал плечами.

— Если б я знал, черт возьми… Широта, глубина и размах моих произведений лежат в деснице Божьей. Если для появления знания достаточно интереса — ну, как Шоу выучил политическую экономию или Уэллс поглотил современную науку — ну, тогда это просто шикарно. Для изучения — я имею в виду, для старательного чтения по «предмету» — у меня не хватает трогательной муравьиной веры. Знание должно само громко кричать, чтобы его узнали — кричать, что только я могу его узнать, а затем я брошусь в него и наплаваюсь досыта, как я уже наплавался в… во многих вещах.

— Прошу вас, не стесняйтесь.

— Ну, вы поймёте, если прочтете мою книгу. Я плавал в различных морях юношеского эгоизма. Но я хотел сказать, что если уж какие-то большие вопросы никогда меня не захватывали — ну что ж, значит, я не рожден для больших вопросов. Сознательная борьба в поиске чего-то большого снаружи, для замены значительности темы на значительность суждений, для целенаправленного создания «произведения искусства», подобного «Кольцу и книге» — что ж, всё это прямо противоположно моим литературным задачам.

— Еще одно, — продолжил он. — Для меня главное — всегда находить отклик у своего поколения. Я считаю, что мудрый писатель пишет для молодежи своего собственного поколения, критиков следующего и ученых всех последующих. Дайте ему возможность улучшить то, что он имитирует — в аспекте стиля, возможность выбрать из своих интерпретаций окружающего его опыта то, что станет материалом, и вы получите чистейшей воды гения!

— Вы собираетесь быть… стать… составной частью великой литературной традиции? — оторопело спросил я.

Он оживился. На лице засияла улыбка. Было видно, что у него готов ответ.

— Нет никакой великой литературной традиции, — выпалил он. — Есть лишь традиция окончательной смерти каждой литературной традиции. Мудрый литературный сын всегда убивает собственного отца.

После чего он с энтузиазмом перешел к стилю.

— Говоря «стиль», я имею в виду краски, — сказал он. — Я хочу, чтобы мне было дано делать со словами всё, что угодно: рубить и жечь в описаниях, как Уэллсу; пользоваться прозрачными парадоксами, как Сэмюэлю Батлеру; мне нужен размах Бернарда Шоу и остроумие Оскара Уайльда;я желаю создавать громадные знойные небеса Конрада, позолоченные закаты и бегущие, как безумные, ватные облака Хиченса и Киплинга, не говоря уже о пастельных зорях и сумерках Честертона. Всё это я привел для примера. В сущности, я — профессиональный литературный вор, которому не дают покоя лучшие приемы любого писателя моего поколения.

На этом интервью закончилось. На пороге появились четверо самых обычных молодых людей в самых обычных галстуках. Все обменялись взглядами и понимающе подмигнули. Мистер Фицджеральд заколебался и сбился с темы.

— Большинство моих друзей похожи на них, — шепнул он мне, провожая к двери. — Я не люблю литераторов — они действуют мне на нервы

Неплохое получилось интервью, правда?


В 1920 году, спустя несколько недель после публикации «По эту сторону Рая», Ф. Скотт Фицджеральд предложил Джону Уильяму Роджерсу, работавшему в отделе рекламы книг издательства Скрибнерс, написать интервью с самим собой для использования в рекламе книги. Через несколько дней Фицджеральд передал ему написанный карандашом черновик. Интервью не было использовано, поскольку, как рассказал мистер Роджерс, «Фицджеральд был всего лишь одним из многих авторов с многообещающей первой книгой. Интервью с описанием его самого и его мнений о литературе ни для кого не имело никакого интереса». Впоследствии мистер Роджерс случайно обнаружил забытую рукопись Фицджеральда, пролежавшую среди бумаг почти сорок лет, и передал её в «Сатурдей Ревю». Эта рукопись была напечатана в номере «Сатурдей Ревю» от 5 ноября 1960 года, в  том виде, в каком её написал двадцатичетырехлетний Фицджеральд. Рукопись была передана на хранение в Публичную библиотеку Далласа.

Это интервью всё же было частично использовано и напечатано в колонке Хейвуда Брауна «Книги» в качестве интервью с Фицджеральдом Карлтона Р. Дейвиса (см. газета «Нью-Йорк Трибьюн», 7 мая 1920, стр. 14).

Некоторые утверждения этого интервью Фицджеральд чуть позже использовал в документе «Извинения автора».


Перевод на русский язык © Антон Руднев, 2009.


Оригинал: An interview with F. Scott Fitzgerald, by F. Scott Fitzgerald


Используются технологии uCoz

An Interview with F. Scott Fitzgerald,
by F. Scott Fitzgerald


With the distinct intention of taking Mr. Fitzgerald by surprise I ascended to the twenty-first floor of the Biltmore and knocked in the best waiter-manner at the door. On entering my first impression was one of confusion—a sort of rummage sale confusion. A young man was standing in the center of the room turning an absent glance first at one side of the room and then at the other.

“I'm looking for my hat,” he said dazedly, “How do you do. Come on in and sit down on the bed.”

The author of This Side of Paradise is sturdy, broad shouldered and just above medium height. He has blond hair with the suggestion of a wave and alert green eyes—the melange somewhat Nordic—and good looking too, which was disconcerting as I had somehow expected a thin nose and spectacles.

We had preliminaries—but I will omit the preliminaries. They consisted in searching for things cigarettes, a blue tie with white dots, an ash tray. But as he was obviously quite willing to talk, and seemed quite receptive to my questions we launched off directly on his ideas of literature.

“How long did it take to write your book?” I began.

“To write it—three months, to concieve it—three minutes. To collect the data in it—all my life. The idea of writing it occurred to me on the First of last July. It was sort of a substitute form of dissipation.”

“What are your plans now?” I asked him.

He gave a long sigh and shrugged his shoulders.

“I'll be darned if I know. The scope and depth and breadth of my writings lie in the laps of the Gods. If knowledge comes naturally, through interest, as Shaw learned his political econemy or as Wells devoured modern science—why, that'll be slick. On study itself—that is in 'reading up' a subject—I haven't ant-hill moving faith. Knowledge must cry out to be known— cry out that only I can know it and then I'll swim in it to satiety as I've swum in—in many things.”

“Please be frank.”

“Well, you know if you've read my book. I've swum in various seas of adolescent egotism. But what I meant was that if big things never grip me— well, it simply means I'm not cut out to be big. This conscious struggle to find bigness outside, to substitute bigness of theme for bigness of perception, to create an objective Magnum Opus such as the Ring in the Book— well, all that's the antithesis of my literary aims.

“Another thing,” he continued, “My idea is always to reach my generation. The wise writer, I think, writes for the youth of his own generation, the critic of the next and the schoolmasters of ever afterward. Granted the ability to improve what he imitates in the way of style, to choose from his own interpretation of the experiences around him what constitutes material, and we get the first-water genius.”

“Do you expect to be—to be—well, part of the great literary tradition?” I asked, timidly.

He became excited. He smiled radiantly. I saw he had an answer for this. “There's no great literary tradition,” he burst out. “There's only the tradition of the eventual death of every literary tradition. The wise literary son kills his own father.”

After this he began entheusiasticly on style.

“By style, I mean color,” he said. “I want to be able to do anything with words: handle slashing, flaming descriptions like Wells, and use the paradox with the clarity of Samuel Butler, the breadth of Bernard Shaw and the wit of Oscar Wilde, I want to do the wide sultry heavens of Conrad, the rolled-gold sundowns and crazy-quilt skies of Hichens and Kipling as well as the pastelle dawns and twilights of Chesterton. All that is by way of example. As a matter of fact I am a professed literary thief, hot after the best methods of every writer in my generation.”

The interview terminated about then. Four young men with philistine faces and conservative ties appeared, and looking at each other exchanged broad winks. Mr. Fitzgerald faltered and seemed to lose his stride.

“Most of my friends are—are like those,” he whispered as he showed me to the door. “I don't care for literary people much—they make me nervous.”

It was really rather a good interview, wasn't it!


In 1920, a few weeks after the publication of “This Side of Paradise,” F. Scott Fitzgerald suggested to John William Rogers, then book advertising manager of Scribners, that he might write an interview with himself for use in publicizing his book. A few days later Fitzgerald handed him a rough pencil draft. The interview was not used, however, because, as Mr. Rogers recalls, “Fitzgerald was just one more young man with a promising first novel. An interview giving impressions of him and his literary opinions was of very little interest to anybody.” Recently Mr. Rogers came across Fitzgerald's manuscript, which had been filed away for nearly forty years, and made it available to The Saturday Review and published in #43 (5 November 1960), 26, 56. The manuscript, printed here exactly as the twenty-four-year-old Fitzgerald wrote it, has been given by Mr. Rogers to the Dallas Public Library.

This self-interview was partly published in Heywood Broun's “Books” column as Carleton R. Davis's interview with Fitzgerald, New York Tribune, 7 May 1920, p. 14.


Перевод: Интервью с Ф. Скоттом Фицджеральдом (А.Б. Руднев).


Используются технологии uCoz