Гарри Салпетер
Фицджеральд, шпенглерианец


Ф. Скотт Фицджеральд — ницшеанец, Ф. Скотт Фицджеральд — шпенглерианец, Ф. Скотт Фицджеральд находится в состоянии мировой скорби. Полуприкрытые глаза Ф. Скотта Фицджеральда взирают на мир, который обречен, по его мнению, на гибель; с его не скрытых бородой губ срывается обвинительный приговор Америке, столь же окончательный, сколь и суровый. Совокупность доказательств и убеждений льется стремительным потоком слов, фраза так плотно цепляется за фразу, что нельзя и подумать ни о возражении, ни о об апелляции. Такой поток слов мог быть порожден лишь очень сильным чувством. Я шел взять интервью у автора «По эту сторону Рая», у голоса и олицетворения «Века Джаза», у его создания и его бенефициара, у популярного романиста, автора сценариев, обитателя золотых дворцов и повелителя слуг, но обнаружил лишь Ф. Скотта Фицджеральда, собственной персоной, лишенного всех этих ассоциаций, пророчащего гибель, смерть и проклятие своему поколению, в духе — не говоря уже о риторике — типичного брызжущего слюной философа. В уютном уголке открытой веранды отеля «Плаза» он напоминал интеллектуального Самсона, пророчащего разрушение мраморных колонн. Он выглядит искренним и серьезным молодым человеком. Его голубые глаза, аккуратная прическа и точеный профиль — ничуть не менее, чем его репутация — не вяжутся с интеллектом Ф. Скотта Фицджеральда.

Я поймал Фицджеральда в «Плаза», где он остановился на полпути между Голливудом, где он только что завершил трудно дававшийся сценарий для фильма Констанс Талмадж, и Брэндивайн Хандред, штат Делавер — адресом, который не дает ему покоя. Он станет ему домом на ближайшие два года, и там он завершит свой следующий роман. Он рассказал, что книга основана на обстоятельствах дела Лоэба-Леопольда и что в трагических эпизодах романа будет отражена та мировая скорбь, под грузом которой Фицджеральд каким-то образом умудряется сохранять свой запас жизненных сил.

А что будет после того, как этот роман — над которым он работает уже три года — будет закончен?

Да, что тогда останется? Погибнуть. Или написать еще один роман. Писатель хорош лишь тогда, когда пишет или рисуется. Тогда люди о нём узнают, затем у него кончаются деньги, а затем он идет и пишет еще один роман.

Фицджеральд стал «убежденным ницшеанцем» сразу же, как только прочитал «Так говорил Заратустра».Сегодня его «настольная книга» — «Закат Европы» Освальда Шпенглера. Что общего у Ницше и Шпенглера? «Шпенглер стоит на плечах Ницше, который сам — на плечах Гёте». Эта цивилизация больше ничего не создаст. «Мы породили наши лучшие типы в восемнадцатом веке, когда появились Бетховен и Гете. Тогда у расы была душа». Теперь остается лишь пройти период всеобщей спячки и начать всё заново, прямо с этапа скотоводческих общин. Он сказал:

Шпенглеризм сигнализирует о смерти этой цивилизации. Мы находится в стадии, аналогичной Риму в 185 году от рождества Христова, Греции прямо перед Александром, магометанскому миру около 1200 года. У расы теперь нет души, нет великого старца племени, нет больше подножия, где мы могли бы присесть. Людям приходится разыгрывать бутафорские битвы в собственном воображении.

Муссолини, последний плевок в лицо либерализма, является дурным знаком для Америки. Америка готова принять Александра, Траяна или Константина. Мысль о том, что мы величайшая нация потому, что у нас больше всех денег, смешна. Дайте время, и период процветания кончится! Не пройдет и десяти или пятнадцати лет! Дайте время, и начнется война на Тихом океане или против какой-нибудь европейской коалиции! И тогда придется биться за выживание нашего народа, и не под руководством Кальвина Кулиджа.

Следующие пятнадцать лет покажут, насколько крепок американский народ. Единственное, ради чего стоит быть американцем, это борьба между жизнью и смертью, испытание всей нации. И после этого человек сможет сказать о себе «Я — американец», подобно тому, как люди говорят «Я — француз» или «Я — немец» или же, до недавнего времени, пока колонии не показали их трусость, «Я — англичанин». Настоящий американец — лучший в мире, если рассматривать его как личность. Но если брать нацию, то получается массовый продукт без общих принципов, общего стержня и национальной гордости.

На сегодня потомок автора «Звездно-полосатого флага» не гордится тем, что он американец. «Я никогда не говорил, что я американец». Этот потомок говорит: «Пусть лучше будет убита вся дивизия, чем убьют одного Отто Брауна». Браун, немецкий юноша лет девятнадцати или двадцати, обладал такими задатками гения, что его называли новым Гёте. Он был убит в атаке 77-й дивизии в сражении у Аргоннского леса.

И, тем не менее, человек, не гордящийся тем, что он американец, всё же является американцем, если только происхождение от землевладельцев, получивших землю в 1630 году, что-либо значит. С одной стороны, говорит Фицджеральд, он является прямым потомком ирландских эмигрантов времён картофельного бунта 1850 года, преуспевших в пору освоения Среднего Запада; а с другой стороны, он потомок то преуспевавшей, то нуждавшейся, но всегда сохранявшей гордость мэрилэндской семьи, породившей среди прочих и Филиппа Кея, мануфактурщика, бесплатно поставлявшего мундирные пуговицы собственного производства для всей армии во времена войны штатов за независимость, а также Френсиса Скотта Кея.

Мы поговорили об американцах в Париже, куда Фицджеральд иногда отбывает из Америки в поисках убежища.

Всё, что есть лучшего в Америке, стремится в Париж. Американец в Париже — это лучший американец. Для интеллигентного человека лучше жить в интеллигентной стране. Во Франции можно найти обе вещи, к которым мы стремимся, когда взрослеем: интеллект и хорошие манеры.

Так от чего же плоха Америка?

Потому что она слишком велика, и её не заполучить. Потому что это страна женщин. Потому что она прекрасна и потому, что различие её местных нужд делают невозможным для американцев выработку общей национальной идеи. В конце концов, американец всегда всё осуждает и говорит: «Мне это не нравится». У него никогда нет времени — я имею в виду того времени, того вдохновенного затишья, которое люди хранят для себя, когда они желают, существуют или действуют масштабно, со всей той гордой самонадеянностью, с которой великие нации формируют великие мечты. Американской трагедии никогда не существовало. Случались лишь масштабные неудачи. Вот почему история Арона Барра — не говоря уже о Джеферсоне Дэвисе — открывает перед нами такие вещи, о которых мы, считающие Соединенные Штаты прочным  образованием, даже не осмеливаемся думать.

Фицджеральд непоследователен. Он не может назвать себя либералом. Находя либерализм «бесформенным и неэффективным», он просто обязан встать под знамена Муссолини-Людендорфа. Он и против, и за Муссолини. «Если вы против Муссолини, то вы выступаете за ту выгребную яму, которой Италия была до него; ну а если вы за Муссолини, то вы — за цезаризм». Назвать себя коммунистом также не является решением проблемы. Все надежды Фицджеральда на Нацию зиждутся на рождении героя, который как раз подрастет к тому времени, когда наступит пора испытаний для Америки. Вполне возможно, что душа Американской Женщины окажется достаточно велика для того, чтобы выносить и вскормить такого героя; но скорее всего он произойдет из иммигрантского сословия и будет выглядеть как разносчик газет из Ист-Сайда. «Матерью его станет прекрасная женщина, похожая на мать Отто Брауна; она знала, что её сын был героем. Но когда этот американский герой будет рожден, станет ясно, что его не воспитать на чтении либеральных журналов, и женщинам учить его будет нечему. Отец, говорит Фицджеральд, не имеет значения. Пессимизм Фицджеральда скрывает мистицизм.

«Нью-Йорк Уорлд», 3 апреля 1927.


Перевод на русский язык © Антон Руднев, 2009.


Оригинал: Fitzgerald, Spenglerian by Harry Salpeter


Используются технологии uCoz

Fitzgerald, Spenglerian
by Harry Salpeter


F. Scott Fitzgerald is a Nietzschean, F. Scott Fitzgerald is a Spenglerian, F. Scott Fitzgerald is in a state of cosmic despair. From within his slightly shuttered eyes, F. Scott Fitzgerald looks out upon a world which is doomed, in his sight, to destruction; from his unbearded lips comes conviction of America that is as final as the sentence is harsh. Summation of the evidence and conviction came in such a rush of words, in such a tumbling of phrase upon phrase that neither objection nor appeal was possible. It was a rush of words which only powerful feeling could dictate. Here was I interviewing the author of This Side of Paradise, the voice and embodiment of the jazz age, its product and its beneficiary, a popular novelist, a movie scenarist, a dweller in the gilded palaces, a master of servants, only to find F. Scott Fitzgerald, himself, shorn of these associations, forecasting doom, death and damnation to his generation, in the spirit, if not in the rhetoric, of your typical spittoon philosopher. In a pleasant corner of the Plaza tea garden he sounded like an intellectual Samson prophesying the crumbling of its marble columns. He looks like a candid, serious youth. His blue eyes, fair hair and clear-cut profile, no less than his reputation, give the lie to the mind of F. Scott Fitzgerald.

I had caught Fitzgerald at the Plaza, his midway stop between Hollywood where, after much travail, he had completed a scenario for Constance Talmadge, and Brandywine Hundred, Del., an address which tickles him. There he will make his home for the next two years and there he will complete his next novel. This, he said, had been vaguely suggested by the Loeb-Leopold case and in the tragic moments of this novel will be mirrored some of the cosmic despair under the burden of which Fitzgerald manages, somehow, to maintain a resilient step.

And after this novel—on which he has already worked three years—is completed?

Why, what is there left to do? Go to pieces. Or write another novel. A writer is good only for writing and showing off. Then people find him out or he runs out of money and then he goes and writes another novel.

Fitzgerald has been “a hot Nietzschean” ever since he read Thus Spake Zarathustra. To-day, Oswald Spengler's Decline of the West is his “bed-book.” What have Nietzsche and Spengler in common? “Spengler stands on the shoulders of Nietzsche and Nietzsche on those of Goethe.” This civilization has nothing more to produce. “We threw up our fine types in the eighteenth century, when we had Beethoven and Goethe. The race had a mind then.” All that there is left to do is to go into a period of universal hibernation and begin all over again at the sheep- grazing stage. He said:

Spenglerism signals the death of this civilization. We are in a period paralleling Rome 185 years after Christ, Greece just before Alexander, the Mohammedan world about 1200. There is now no mind of the race, there is now no great old man of the tribe, there are no longer any feet to sit at. People have to stage sham battles in their own minds.

Mussolini, the last slap in the face of liberalism, is an omen for America. America is ready for an Alexander, a Trajan or a Constantine. The idea that we're the greatest people in the world because we have the most money in the world is ridiculous. Wait until this wave of prosperity is over! Wait ten or fifteen years! Wait until the next war on the Pacific, or against some European combination! Then we shall have to fight for our race and not under the leadership of a Calvin Coolidge.

The next fifteen years will show how much resistance there is in the American race. The only thing that can make it worth while to be an American is a life and death struggle, a national testing. After that it may be possible for a man to say 'I'm an American' as a man might say 'I'm a Frenchman' or 'I'm a German,' or, until recently, when the colonies made cowards of them all, 'I'm an Englishman.' The good American is the best in the world, as an individual. But taken collectively, he is a mass product without common sense or guts or dignity.

At present writing, this descendant of the author of “The Star-Spangled Banner” is not proud to be an American. “I have never said I was an American.” That descendant can say: “Better that an entire Division should have been wiped out than that Otto Braun should have been killed.” Braun, a German boy, at the age of nineteen or twenty, gave such evidences of genius that he was regarded as a Goethe in the budding. He was killed in the Argonne during the advance of the 77th Division.

Yet the man who is not proud to be an American is an American, if descent, on one side, from landholders on grant who came in 1630 means anything. On one side, said Fitzgerald, he comes from straight 1850 potato-famine Irish who prospered with the rising Middle West; and, on the other, from sometimes prosperous, sometimes indigent, but always proud, Maryland stock, who threw off, among other freaks, Philip Key, the manufacturer who made, without charge, all the buttons on the Continental uniforms, and Francis Scott Key.

We talked about the American in Paris, to which city Fitzgerald sometimes goes in quest of refuge from America.

The best of America drifts to Paris. The American in Paris is the best American. It is more fun for an intelligent person to live in an intelligent country. France has the only two things toward which we drift as we grow older—intelligence and good manners.

And why isn't it any fun to be an American?

Because it's too big to get your hands on. Because it's a woman's country. Because its very nice and its various local necessities have made it impossible for an American to have a real credo. After all, an American is condemned to saying “I don't like this.” He has never had time—and I mean time, the kind of inspired hush that people make for themselves in which to want to be or to do on the scale and with all the arrogant assumptions with which great races make great dreams. There has never been an American tragedy. There have only been great failures. That is why the story of Aaron Burr—let alone that of Jefferson Davis—opens up things that we who accept the United States as an established unit hardly dare to think about.

Fitzgerald is distrait. He can't call himself a liberal. Finding liberalism “mushy and ineffectual,” he is compelled to turn to the Mussolini-Ludendorff idea. He does and does not want Mussolini. “If you're against Mussolini you're for the cesspool that Italy was before him; if you're for Mussolini you're for Caesarism.” To call one's self a Communist is no solution either. Fitzgerald's hope for the Nation lies in the birth of a hero who will be of age when America's testing comes. It is possible that an American woman may be big enough of soul to bear and nurture such a hero; it is more likely that he will come out of the immigrant class, in the guise of an east-side newsboy. “His mother will be a good woman, in the sense that Otto Braun's mother was; she knew that he was a hero. But when this American hero is born one knows that he will not be brought up by the reading of liberal magazines, nor educated by women teachers.” The father, said Fitzgerald, doesn't matter. Behind Fitzgerald's pessimism there is mysticism.

From New York World, 3 April 1927, 12M.


Перевод: Фицджеральд, шпенглерианец (А.Б. Руднев)

Яндекс.Метрика