С. З. Зубенко
С. Фицджеральд: выбор художника в обществе антагонизмов


Действенность, творческая состоятельность художника всегда рассматривается в плане его участия в современном общественном устройстве. Впитывая в себя черты социального мира, определяющие круг творческой образности, художник каждый раз заново открывает для себя метод и способ претворения в нем своих замыслов в виде точек зрения воссозданной реальности.

Выбор Фицджеральдом ярко выраженной индивидуальности своего незаурядного, стоящею особняком, романтизированного героя («Великий Гэтсби», «Последний магнат», «Ночь нежна»), не ограничен названными признаками, ибо ко всему прочему герой весь — в четко очерченных социально временных границах 20 — начала 30-х гг.

Поиски Фицджеральдом образа, воплощающего идею, ведут не только к созданию мимолетного лица, улыбки, встречающихся не менее 4-5 раз в жизни («Великий Гэтсби»), но и характера, вовлекающего в свою орбиту глубокого трагизма соприкасающиеся с ним персонажи и образы.

Открытой душе суждено недолгое существование в мире сердечных историй на фоне праздной мишуры, при неизбежном последующем разочарования и личном поражении в обществе, жестоко карающем любое истинное независимое чувство.


Опубликовано в издании: Современная идеологическая борьба и проблемы изучения и преподавания литературы, журналистики США (тезисы докладов к всесоюзной научной конференции по проблемам американистики 22-24 декабря 1981). М., МГУ, 1981.


Яндекс.Метрика