М. Мендельсон.
Ф. Скотт Фитцджеральд. Письма. Сост. и автор предисловия Эндрью Тэрнбелл.
(Fitzgerald, F. Scott. The letters. Edited and with an Introduction by Andrew Turnbull, N. Y., Charles Scribner's Sons, 1963. 615 p.)


В творческой судьбе американского писателя Скотта Фитцджеральда (1896-1940) есть много неожиданного и сложного. В 20-х годах (в течение первого из двух десятилетий его литературной жизни) он, тогда еще очень молодой романист и новеллист, пользовался у себя на родине широкой известностью. В 30-е годы популярность Фитцджеральда почти сошла на нет. Кое-кому казалось, что кратковременная слава автора романов «По эту сторону рая» (1920) и «Великий Гэтсби» (1925) была дутой, что он позабыт заслуженно.

Но с прошлого десятилетия интерес к Фитцджеральду в США возродился. Появляются новые исследования, посвященные его творчеству. Большинство из них вносит не очень много нового в наши представления о жизни и творчестве писателя по сравнению с работой Артура Майзенера «По ту сторону рая», опубликованной еще в 1951 году. Зато чрезвычайно интересны последние публикации ранее неизвестных произведений и рецензируемых писем Фитцджеральде.

Эндрью Тэрнбелл, лично знавший писателя и выпустивший в 1962 году большую его биографию, собрал несколько сот писем Фитцджеральда, адресованных разным лицеи. Некоторые из этих писем (в частности адресованные дочери), уже печатались. Однако в сборнике есть и немало новых.

Письма подтверждают, что Фитцджеральд был гораздо более серьезный и глубокий критик американской буржуазной действительности, нежели это обычно себе представляют. В одном письме 30-х годов, адресованном дочери, тогда еще студентке, писатель говорит о своем сочувствии «левому крылу» в американской общественной жизни. Это замечание, пожалуй, покажется необоснованным. Известно ведь, что некоторые прогрессивные американские критики 30-х годов относились к книгам Фитцджеральда с явным скепсисом, а то и с откровенным недружелюбием. Между тем письма писателя (а также, разумеется, и его творчество) показывают, что в той оценке своих идейных позиций, которую он дал, было немало справедливого. В книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» он видел одно из лучших произведений мировой литературы. Он призывал дочь читать Маркса, с уважением говорил о людях пролетарских убеждений (хотя многого и не принимал в коммунистах).

Переписка Фитцджеральда позволяет лучше понять и личную трагедию писателя. В письмах некоторым своим корреспондентам (в первую очередь, той же дочери и редактору М. Перкинсу) «Фитцджеральд! удивительной прямотой и искренностью говорит о том, что не сумел сохранить свое дарование. В значительной мере он растратил его, посвятив очень много времени и душевных сил созданию высокооплачиваемого чтива для журналов типа «Сатердей ивнинг пост».

Нет сомнений, что Фитцджеральд, человек большого таланта, довольно ясно видевший нравственную гнилость и паразитизм «высшего общества» в США, дал американской литературе меньше, чем от него можно было ожидать. Но совершенно очевидно и то, что лучшие творения писателя (романы «Великий Гэтсби» и «Ночь так нежна», 1934), а также некоторые новеллы: «Богатый молодой человек», «Бриллиант величиной с гору» и другие, принадлежат к числу ценных достояний американской реалистической литературы XX столетия.


«Современная художественная литература за рубежом» 1964, №5.


Используются технологии uCoz