Н. Б. Колесникова
Творчество Скотта Фицджеральда в критике


Вторая половина десятых и начало двадцатых годов XX века отмечены значительными успехами критического реализма в литературе США. Бурному развитию критических настроений писателей США способствовало растущее ощущение порочности американской буржуазно-капиталистической цивилизации, трагизма и обреченности американского образа жизни. «В эти годы вышли известные всему миру произведения Теодора Драйзера, Элтона Синклера, Шервуда Андерсона, Синклера Льюиса, Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джона Дос Пассоса. Писатели, очень различные по своим философским, политическим и социальным взглядам, видели лицемерие американской демократии и в своих произведениях выражали свое критическое отношение к окружающей действительности. Свой заметный вклад в литературу США внес и Фицджеральд.

Френсис Скотт Фицджеральд — крупнейший представитель критического реализма в литературе США первой половины XX века (1896-1940). Расцвет его творчества приходится на двадцатые годы нашего столетия, которые писатель называл „Самым большим, самым кричащим кутежом в истории“.

Фицджеральд пережил кратковременную пору известности, славы, сменившуюся годами забвения, когда большинство американских критиков вычеркнуло его из числа признанных писателей. Умер он сравнительно молодым, почти всеми забытый, внутренне разочарованным, духовно надломленным человеком.

С конца пятидесятых годов нашего столетия в американском литературоведении наблюдается повышенный интерес к творчеству Фицджеральда, стремление объективно разобраться, каков вклад писателя в литературу США. Об этом свидетельствует переиздание произведений писателя огромными тиражами, появление монографий А. Майзенера (1959), А. Тернбулла (1962), Г. Пайпера (1963), множества критических статей, солидного сборника писем (1963).

Большинство зарубежных, в том числе и американских критиков, считает Фицджеральда легковесным певцом „века джаза“, прославляющим радости века „процветания“ (1919-1929 гг. — годы экономического „бума“). Действительно, можно согласиться с мнением, что роман „По эту сторону рая“ (1920 г.) торжественно открыл „эпоху джаза“ в литературе и что тридцать лет спустя молодые люди тосковали по „золотому веку“ Фицджеральда. Однако американские литературоведы сознательно не замечают ту критику буржуазного общества, которой проникнуты многие произведения писателя. Буржуазные взгляды не позволили им выйти за пределы так называемого „чистого искусства“. Американские критики не вскрывали тех социальных мотивов, которые накладывали свой отпечаток на творчество Фицджеральда. В тридцатые годы хвалебные оценки произведений Фицджеральда сменились нападками со стороны критиков или полным пренебрежением к новым произведениям писателя. И только после смерти Фицджеральда ряд американских литературоведов воздал ему должное. Появилась серия серьезных статей и книг, в которых подробно рассмотрено творчество писателя.

Если обратиться к американской критике, то можно увидеть довольно пеструю картину, различные, зачастую взаимно исключающие мнения. Один из крупнейших прогрессивных американских литературоведов В. Л. Паррингтон назвал Фицджеральда в „Основных течениях американской мысли“ „маленькой свечкой, уже сгоревшей до конца“. Однако заметим, что это неразвернутое высказывание было сделано в двадцатые годы после выхода в свет двух первых романов писателя.

Первой значительной работой о Фицджеральде была монография Артура Майзенера „Дальняя сторона рая“. В отличие от своих предшественников автор опирался на обширный фактический документальный материал. Именно документальность является одной из сильнейших сторон данной работы. Однако следует отметить, что увлечение Майзенером фактической стороной вопроса отрицательно повлияло на всесторонний анализ творчества Фицджеральда. Автор монографии с большой симпатией пишет о писателе, стремится показать, что он является большим мастером художественного слова. Книга представляет собой романтизированную биографию писателя, что типично для современных американских критиков. На фоне биографии автор делает попытку проанализировать его творчество.

Артур Мейзенер посвятил Фицджеральду ряд других своих работ, преимущественно статей. Однако в них он не смог сделать достаточно обоснованных и глубоких выводов о творчестве писателя. Это объясняется тем, что критик, стоящий на буржуазных позициях, не сумел установить единство произведений Фицджеральда с теми особенностями общественно-экономического и политического положения в США 20-30 гг. XX века, которые безусловно оказали решающее влияние на литературную деятельность писателя. Этого не уловил Артур Майзенер.

Крупной работой о творчестве Фицджеральда явилась монография Джеймса Миллера „Художественный стиль Скотта Фицджеральда“ (1957), в которой рассматриваются эстетические взгляды писателя. В 1964 г. дышла в свет новая работа Миллера: „Скотт Фицджеральд. Его искусство и его стиль“, которая представляет собой расширенное издание первой монографии критика. Миллер рассматривает творчество писателя по трем аспектам: развитие темы, точка зрения автора и его манера изображать явления. Автор спорит с другими критиками, например, А. Майзенером, считавшим создание романа „Великий Гэтсби“ явлением чуть ли не случайным, интуитивным. Д. Миллер утверждает, что Фицджеральд творил сознательно. Однако, разбирая последовательно произведения Фицджеральда, критик много внимания уделяет влиянию различных писателей на развитие мастерства автора „Великого Гэтсби“. Развитие таланта писателя ставится им в прямую зависимость от литературных влияний.

В 1963 г. вышла работа Уильяма Голдхерста „Скотт Фицджеральд и его современники“, в которой критик освещает литературные и личные взаимоотношения писателя с Эдмундом Уилсоном, Генри Менкеном, Рингом Ларднером и Эрнестом Хемингуэем. Дискутируя о духе эпохи, когда Фицджеральд вступил в литературу, критик все свое внимание переключает на появление различных пародий, в которых писатели добродушно подшучивали друг над другом. Он подробно останавливается на произведениях, разбирая юмористическое отношение различных авторов, совершенно не касаясь общественно-политической обстановки в стране. Много внимания уделено влиянию Г. Менкена на развитие творческого метода Фицджеральда. Анализ произведений писателя, проведенный Голдхерстом, не вносит ничего нового в решение главных аспектов творчества Фицджеральда.

Необходимо отметить обширную монографию Эндрю Терн-булла „Скотт Фицджеральд“ (1962), насчитывающую более 300 страниц, в которой подробно освещена личная жизнь писателя, приведены высказывания многих людей о самом Фицджеральде и его произведениях. Кроме того,» Эндрю Тэрнбулл собрал и издал колоссальный труд «Письма Ф. Скотта Фицджеральда, в который вошла переписка писателя с дочерью, женой, Уилсоном, Хемингуэем, Перкинсом (известным редактором издательства Скрибнерс) и многими другими людьми. Этот труд помогает по-новому увидеть Фицджеральда, понять те или иные проблемы, волновавшие писателя, обнаружить не замеченные ранее стороны его творчества.

Большой интерес представляет работа английского критика К. Кросса «Скотт Фицджеральд» (1964, 1970), которая напоминает популярный очерк, подробно знакомящий с биографией писателя и его произведениями. Как достоинство книги можно отметить попытку автора коснуться некоторых социальных сторон творчества писателя, но Кросс не заостряет на них внимания читателя и, в основном, видит в работах Фицджеральда отражение судьбы самого писателя.

В 1951 г. вышел в свет сборник статей «Скотт Фицджеральд: человек и его работа» под редакцией Альфреда Кейзина. Во введении к нему Кейзин приводит краткую биографию писателя, говорит об отношении к нему критиков и делает попытку уяснить место Фицджеральда в литературе. Сборник состоит из критических статей, посвященных как личности самого автора, так и его произведениям. В некоторых из них американские, исследователи делятся своими воспоминаниями, в других анализируют произведения Фицджеральда. Эпиграфом книге служит высказывание Гертруды Стайн, в котором высоко оценивается первый роман писателя «По эту сторону рая» и выражена мысль, что его произведения будут читать и тогда, когда о многих его современниках даже забудут.

В работе Эдмунда Уилсона, построенной на воспоминаниях об университетском периоде жизни Фицджеральда, молодой писатель характеризуется как человек, наделенный воображением, которым сам не может управлять, тяготеющий к прекрасному, но без эстетических идеалов, обладающий даром выразительности, но не имеющий мысли, которую следовало бы выразить. А Гленуэй Уэскотт, анализируя роман «По эту сторону рая», называл автора «добрым королем нашей американской молодежи». В тридцатые годы М. Бьюли придерживался мнения, что роман «Великий Гэтсби» является исследованием американской мечты, попыткой определить границу между действительностью и иллюзией, а сильная сторона этого произведения, по его словам, заключается в критике этих грез. Герой же романа, утверждает М. Бьюли, не что иное, как мистическое воплощение американской мечты. Иную точку зрения высказал известный американский критик Г. Менкен, считавший «Великого Гэтсби» неправдоподобным произведением, не более, чем анекдотом, темой которого, по его мнению, была старая тема романтической и нелепой любви. Но Г. Менкен, отдавая должное стилю писателя, восхищался художественной формой романа.

В противовес упомянутым критикам, высоко оценивающим , первое крупное произведение писателя, Хейвуд Браун в статье «Рай и Принстон» высказывает противоположную точку зрения. Он считает роман поверхностным, хотя и правдивым, отображением типа, который не может заинтересовать читателя.

Подобного же мления придерживается Джон Мойер в статье «Этот печальный молодой человек». Он считает, что писатель больше скользит по поверхности, не проникая в глубь вещей и явлений. Эту же точку зрения разделяет Пол Розенфельд в работе»Фицджеральд до «Великого Гэтсби», в которой упрекает писателя в недостаточности выражения собственного мнения.

Высокую оценку роману «Великий Гэтсби» дают в своих статьях Д. Хардинг, Маргарет Маршалл, Т. Элиот, Максуэлл Перкинс. Статья последнего представляет собой письмо, адресованное писателю, в котором знаменитый редактор делает незначительные замечания по поводу образа Гэтсби, за которые просит извинить его. В письме Т. Элиота высказывается мысль, что «Великий Гэтсби» — первый шаг в американской литературе со времен Генри Джеймса.

По мнению Джона Чемберлена, роман «Ночь нежна» уступает «Великому Гэтсби» в художественной форме, но критик считает, что этим произведением Фицджеральд доказал, что не утратил своего мастерства. Последний же незаконченный роман Фицджеральда получил высокую оценку Бадда Шульберга, называвшего писателя лучшим историком периода между войнами.

Знакомство с критическими работами американских литературоведов показывает, что их авторы стремятся умолчать о социальной направленности произведений Фицджеральда, делая акцент на автобиографичность его романов и рассказов, объясняя изображенные им явления жизни исключительно личными мотивами или влиянием различных писателей и философов. Нельзя, конечно, отрицать использование Фицджеральдом собственного опыта, некоторых эпизодов из личной жизни. Но было бы неправильным отождествлять героев его произведений с образом самого автора. Писатель умел изображать предметы и характеры, подмеченные им в окружающем мире, как бы пропущенными сквозь призму личных ощущений, умел вливаться в своих героев, и это помогало ему правдиво отображать действительность и передавать дух времени. Большинство американских критиков в своих работах значительное место отводят живописной личности писателя в ущерб анализу его произведений. Зачастую книги подобных авторов представляют собой романтизированную биографию Фицджеральда, причем развитие его таланта некоторые критики, например Д. Миллер, ставят в прямую зависимость от влияний различных литературных деятелей. Обширный фактический документальный материал, представленный во многих работах американских литературоведов, постоянно отвлекает ’ внимание от анализа творчества Фицджеральда. Социальные же моменты, о которых изредка упоминают критики, подобно К. Иблу, они стремятся объяснять фактами личной жизни. Даже Г. Пайперу в его основа-тельной монографии «Ф. Скотт Фицджеральд. Критический портрет», где он предлагал отделить миф от факта и рассказать историю жизни писателя более полно, не удалось создать истинный «критический портрет» Фицджеральда. Большинство американских критиков видело в романах Фицджераль’да отражение лишь личной трагедии писателя, а в главных персонажах — черты самого автора и его жены. Так, выражением типичного мнения зарубежных исследователей творчества Фицджеральда могут служить слова известного американского критика Чарльза Шейна о том, что судьба Зельды и Френсиса составляют одно целое и что подчас он превращал их сдвоенные биографии в произведения.

В советском литературоведении творческому наследию писателя начали удалять внимание с 1964 г. когда впервые появилась работа М. О. Мендельсона.

За последние годы появились работы Мендельсона М. О., Засурского Я. Н., Старцева А. И.; Горбунова А. Н., Ландора М. Б., Лидского Ю. А., Зверева А. М., познакомившие наших читателей с лучшими произведениями писателя. В противовес американским литературоведам наши критики находят объяснения затронутым в книгах Фицджеральда проблемам, главным образом, не в личной трагедии писателя, а в общественно-исторических условиях времени. В работах советских литературоведов заметна общая концепция — подчеркнуть социально-критическую направленность произведений писателя.


Опубликовано в издании: К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX-XX веков. Сборник трудов. М., 1976 (МОПИ им. Крупской, седьмой тематический сборник).


Яндекс.Метрика